Нужна ли защита авторских прав начинающим писателям?


          По этому вопросу существуют две прямо противоположные точки зрения:

          Писателям вообще и начинающим в особенности защита авторских прав совершенно необходима (позиция различных организаций, которые зарабатывают деньги на этой самой защите).

          «А что вам защищать-то?» (В основном – позиция продвинутых авторов, чьи собственные произведения защищены со всех сторон, издателей, не скупящихся на содержание юристов, и графоманов со стажем, у которых никто и никогда ничего не пытался украсть. Последние и рады были бы, укради у них хоть кто-то хоть что-нибудь – можно устроить скандал и сделать себе имя – да только дураков нет.) Это также мнение множества добропорядочных писателей и поэтов, работающих в не пользующихся популярностью жанрах, либо пишущих неформат и привыкших к полному безразличию со стороны издательств и большей части общероссийской читательской аудитории. Последних понять можно: «Мы годами оббиваем пороги издательств, согласны на издание без всякого вознаграждения, по десять собственных книг у каждого – и еще чужое воровать? Все издательства завалены рукописями, авторы согласны копейки получать или работать бесплатно, им и свое девать некуда – от кого вы собрались защищаться, уважаемые?»

          Когда я еще писал свою первую книгу, меня, как, наверное, всех начинающих, очень заботил вопрос защиты авторских прав. Не в силах самостоятельно разобраться в противоречиях между двумя вышеизложенными категориями мнений, я обратился в наше городское отделение регионального Союза писателей.

          На меня посмотрели с удивлением, мне даже показалось сперва, что мой вопрос просто не поняли. Было похоже, что здесь ни о каких авторских правах не слышали, и уж тем более не пытались их защитить. К чести сказать, разобрались в волнующей меня проблеме достаточно быстро, с облегчением ответив: «Да что вы над этим голову ломаете? Вы ведь только начали свой писательский путь! Напишите сначала что-нибудь стоящее, а уж потом и о защите прав на произведение будете думать».

          Я не желаю ни с кем спорить о необходимости (или отсутствии таковой) юридически фиксировать факт своего авторства. Тогда я возражать тоже не стал, как и задавать дополнительные вопросы, ибо все и так было до боли ясно. Однако сам подход к проблеме меня, по меньшей мере, удивил. Это все равно что сказать человеку: «Ты вначале ремонт в квартире сделай, обставь ее мебелью, постели ковры на пол и купи бытовую технику. А уж потом и замок на дверь установишь».

          Конечно, установишь. Если успеешь.

          Если еще на стадии ремонта в твоей расчудесной квартире не поселяться бомжи. Если твое имущество не растащат добропорядочные соседи, у которых замки на дверях стоят, и которые вежливо здороваются с тобой по утрам; впоследствии они тебе так же вежливо посочувствуют. Скажут с сожалением в голосе: «Ну что ж вы так! Надо было…»

          Я, конечно, утрирую. Произведения начинающих писателей вовсе не дорогие ковры и не хрусталь. И ими действительно завалены все издательства. Кстати, они последние, кого стоит опасаться. Издательству проще выплатить вам причитающееся, чем портить себе репутацию и с вами судиться. Но начинающие авторы почему-то больше всего боятся именно издательств, хотя мне лично это совершенно непонятно.

          У некоторых эта фобия остается и через много лет. Одна поэтесса, во всех остальных отношениях здравая женщина, и уже успевшая издать за свой счет несколько сборников своих стихов, в разговоре со мной однажды сказала: «Московские издательства – конечно, там никакой гарантии, что… Да еще по электронной почте! Вы посылаете рукопись в никуда и не знаете, что с нею сделают…»

          А что, собственно, с нею могут сделать?

          Вот выложить свой роман в Сети – это дело другое, однако в данной статье навряд ли найдется место для рассмотрения вопросов, связанных с плагиатом в Интернете. Но в издательствах ваша рукопись будет в почти такой же безопасности, как и у вас дома.

          Постараюсь успокоить сомневающихся авторов. Если вы посылаете свою книгу «в никуда», то издательство получает ее «из ниоткуда». Там никто понятия не имеет, позаботились ли вы о защите своих авторских прав. И никакой издатель, даже очень нечестный, рисковать не станет. Что он получит в перспективе? Потенциальный судебный иск? Сетевой скандал?

          Остается опасаться только своих же собратьев – писателей, причем писателей бездарных или выработавшихся, которые сами писать ничего не могут или не хотят. В отдельных случаях возможен их союз с издательством, которому проще печатать книги под известным именем, чем продвигать новоявленные таланты. Но писатель, ставя собственное имя над чужим произведением, рискует навсегда потерять доверие коллег и читателей. Очень немногие решаются на такое. А про издательства я уже говорил.

          Значит ли это, что никто и ничего не ворует?

          Воруют, конечно. Правда, такие инциденты крайне редки. Возможность для начинающего автора стать жертвой плагиатора настолько мала, что почти равна нулю. С другой стороны, это никого не утешит в том случае, если именно твое имя оказалось в списке печальных исключений.

          Лично я для себя вопрос защиты авторских прав решил давно и однозначно. Мои произведения должны быть защищены. И дело даже не в том, насколько низка или высока в литературном мире вероятность плагиата. Для меня это вопрос элементарного уважения к собственному труду.

          Роман «Степень превосходства» стоил мне восьми месяцев плотной работы с утра до вечера, и я вас уверяю, что не работал так никогда в жизни, хотя бездельником никогда не считался. Просто это была моя первая книга. «Смотритель заповедника» потребовал семь месяцев. «Ретроскоп – десять, и я не вижу ни одной причины, чтобы ставить  неприкосновенность своих книг в зависимость от чужой честности или нечестности.

          Регистрация каждого из романов обошлась мне в одну тысячу рублей. Всего – три тысячи, и могу вам сказать, что на бумагу и картриджи для принтера, я за время, что пишу, истратил немногим больше. Ровно столько же у меня уходит на Интернет за десять месяцев по моему тарифу.

          Защищать или не защищать свои авторские права, каждый решает для себя сам. По закону произведение считается принадлежащим автору с того самого момента, как оно было создано и перенесено на соответствующий информационный носитель, каковым на сегодняшний день считается бумага. Но только в том случае, если человек способен доказать, что именно он, а не кто-нибудь другой, является его автором.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Способы защиты авторских прав на литературные произведения
Способы защиты авторских прав в Интернете 
Защита авторских прав с помощью электронных свидетельств сайта "Проза.ру"