Как писать письмо в издательство


          Постарайтесь написать его кратко, и при этом максимально информативно. В идеале оно должно быть гораздо короче, чем данная статья. Старайтесь избегать набивших оскомину фраз и штампов.
          Из этого вытекает правило первое — не начинайте письмо словами «Дорогая редакция», поскольку это штамп из штампов, тысячу раз обыгранный в литературе и кинематографе, причем в пренебрежительно-юмористическом аспекте. Если вам не известно имя и отчество редактора, напишите просто «Здравствуйте!» или «Добрый день!». ИМХО — если вы отправляете письмо по электронной почте, не стоит начинать его словами «Доброго времени суток!» согласно устоявшемуся сетевому обычаю. Лучше предположить, что редактор, в отличие от нас, работает днем, а по ночам спит — как бы там ни было на самом деле.
          В письме обязательно укажите название произведения, его объем в авторских листах, и жанр, в котором оно написано. Работаете под псевдонимом — укажите и его, причем вместе с настоящей фамилией. Либо можете сделать это в конце, после подзаголовка: «Информация об авторе». Насчет того, где располагать информацию о себе, единого мнения нет и не будет. Правила вежливости требуют сперва представиться, но здравый смысл подсказывает, что редакторов больше интересуют рукописи начинающих писателей, чем их личность. «Всегда главенствует текст» (цитата: издательство Астрель). Определиться вам поможет универсальный совет на все случаи жизни: внимательно читайте требования самого издательства.
          Затем следует аннотация.
          Краткая аннотация фактически и составляет самую суть письма в издательство; развернутую обычно посылают отдельным прикрепленным файлом (в том случае, когда она заменяет синопсис), если только в условиях рассмотрения рукописей конкретного издательства не указано иначе.
          Аннотация есть ни что иное, как рекламный текст, а рекламируем мы свою рукопись. Цель — заставить издательство нашу рукопись купить (или хоть напечатать на безгонорарной основе — на худой-то конец!). Редактор выступает в роли торгового представителя издательства — именно его мы должны убедить, что наша рукопись хороша, что она заинтересует потенциального читателя, что она стоит гонорара, который будет за нее уплачен, что издательство не потеряет свои деньги, вложившись в наш проект… И все это сделать на просторах несчастных двух — трех абзацев, одновременно постаравшись раскрыть, о чем, собственно, повествует сама книга. А уж потом убежденный нами редактор станет в свою очередь убеждать в необходимости издания нашей книги главного редактора, издательский совет и так далее, но уже без нашего участия. И стоит ли говорить, что редактор неубежденный никаких подобных шагов не предпримет?
          Следовательно, каждое предложение нашего рекламного текста должно быть емким и точно отражать заключенные в нем мысли. Опытные люди тратят на составление письма в редакцию столько же времени, как на написание хорошего рассказа на пару авторских листов. Однако догмат информативности не должен довлеть над вами. Помните, что главное все же — увлечь редактора, заставить его начать читать вашу рукопись с интересом.
          В этом и кроется главный и единственный стоящий секрет того, как писать письмо в издательство — прочитав его, редактор должен захотеть прочесть синопсис к вашему роману, а затем и сам роман. Самое-то главное — свою историю — вы рассказали в книге! Вот и нужно провести человека по цепочке, от письма до самого повествования, и в случае успеха вам не придется жаловаться, что от издательства опять нет ответа, или опасаться, что там выкинули вашу рукопись даже не читая. Да, могут и так…
          А чтобы такого не случилось, стоит постараться.
          Если есть желание, просмотрите письмо, которое я написал для рассылки своего романа «Ретроскоп». Не берусь утверждать, что это хороший пример. Решайте сами. Если вам захочется прочесть хотя бы первую главу книги, размещенную здесь же, на сайте — кое-каких успехов в составлении писем я добился. Если же нет — будете знать, как не нужно их писать. Отрицательный опыт тоже пригодится.
        
          Письмо в издательство на конкретном примере
        
          В конце письма — если не сделали это вначале — укажите свои контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты) и сообщите другую информацию о себе, которую сочтете нужной: публикации (если имеются), литературные премии (если вы какой-то удостоились) и так далее. К последним пунктам следует подходить с осмотрительностью. Отдельные издания прямо пишут, что им безразличны прошлые заслуги автора и его звания. Смею вас уверить, что это не совсем так — писателя, успевшего опубликовать пару своих рассказов в журналах «Если» и «Полдень ХХ век» любой здравомыслящий редактор автоматически возьмет на заметку. У него это происходит на уровне инстинкта. В то же время, если все ваши успехи сводятся к победам в школьных литературных конкурсах и единственной заметке в городской газете, то и хвастаться не стоит, верно? Пишите просто: «публикации в местной прессе». Совсем ничего за душой — честно и храбро признавайтесь: «публикации отсутствуют». Покажется ваш роман или рассказ редактору талантливым или просто неплохим — последнее печальное обстоятельство действительно будет иметь в его глазах несущественное значение. Все с чего-то начинали.
          Не забудьте также продублировать контактную информацию в начале своего произведения на случай потери или случайного удаления вашего письма.