Какие бывают издательства

 
          Какие бывают издательства? Разные. И эти разные издательства производят разную продукцию — по жанрам, по содержимому, по авторам — а вот по качеству (к сожалению) зачастую одну и ту же. Здесь есть свои монстры. И свои карлики. И…
  • Есть книжные издательства, которые печатают книги и сборники рассказов.
  • Есть журнальные — они выпускают журналы и литературные альманахи.
  • Есть такие, что печатают газеты.
  • Есть издательства, специализирующиеся на электронных книгах.
  • Есть производители аудиокниг.
  • Есть издательства, совмещающие два направления и более.
  • Есть медиа-холдинги, которые выпускают вообще все.
          Начинающие писатели как-то упускают из виду факт такого разнообразия, сосредотачиваясь на книжных издательствах. Объясняется это просто — сегодня модно начинать авторскую карьеру с романов. Их охотнее издают. Автору больше престижа. Многим кажется, что романы проще писать.

          Давайте сразу уточним — начинающему проще сесть за роман, чем продумать хороший рассказ с толковым сюжетом, стоящей идеей и живыми героями. Роман — его можно сразу начать писать, писать, писать! Глава за главой! Упиваться невесть откуда накатившим вдохновением и восхищаться собственным талантом! Потом не спать ночами, мучиться головной болью и восхищаться собственным мужеством! А со срединой и концовкой после разберемся!.. Но на самом деле между написанием романа и рассказа примерно такая же разница, как между строительством небоскреба и дачного домика. У того и другого есть фундамент, стены и крыша, но на этом сходство (весьма отдаленное, кстати) заканчивается.

          Не считая того, что небоскреб, как и дачный домик, начинается с проекта. С чертежей. С расчетов.

          И вот новоявленный автор бросает свой роман на половине, потому что просто не знает, о чем дальше писать. Или запутывается в хитрых сюжетных ходах, большая часть которых теперь просто мешает. Или вытягивает свое творение чудовищным трудом, которого хватило бы на создание полусотни рассказов и десятка повестей.

          Но вернемся к нашим баранам. Точнее — баранкам, ведь великое множество авторов, впервые обратившихся в издательства, не получают ничего, кроме дырки от бублика. А вы попытайтесь понять — почему не получают.

          Итак, какие еще бывают издательства?
  • Такие, которые платят писателям гонорары и занимаются продвижением их книг.
  • Такие, которые ничего не платят, или платят мало, но продвижением книг все же занимаются, причем на профессиональном уровне.
  • Такие, которые заключают с писателем безгонорарный договор на весь срок действия авторских прав (продолжительность жизни плюс семьдесят лет после смерти) и не печатают его произведения никогда.
  • Такие, которые печатают авторов только за их собственные средства, и продвигают их за те же средства.
  • Такие, которые лишь обещают продвижение книг, а на самом деле кладут большую часть средств автора себе в карман.
  • И наконец такие, которые просто кидают автора на деньги, ничего не издавая и не продвигая.
          Как видим, между первыми и последними есть существенная разница. Никогда не говорите, даже про себя: «Хоть бы мою рукопись где-нибудь взяли!»

           «Где-нибудь» — вам не надо. Вам надо, чтоб взяли в нормальном издательстве.

          Всего в России более пятнадцати тысяч зарегистрированных издательств, но на деле, когда вы начнете с ними всерьез разбираться, то выясните  что вам подходят пять — десять, ну, двадцать — тридцать из них. Последний случай — для тех, у кого в авторском багаже несколько романов, повестей и рассказов разных жанров. А вы как думали? У издателей есть еще и свои жанровые предпочтения.
  • Есть издательства, которые специализируются на детской литературе.
  • Или на исторической.
  • Или патриотической.
  • Или совмещают несколько направлений…
          Думаю, могу дальше не продолжать. И я не собираюсь здесь давать характеристики конкретным издательствам. Единственная цель этой статьи — чтобы вы не торопились с рассылкой. Сперва нужно выбрать, что вам подходит.

          У издательств есть ограничения по объему принимаемых рукописей. Газеты очень неохотно берут рассказы объемом свыше десяти тысяч знаков. Могут взять двадцать — если вы уже печатались у них. Могут и авторский лист взять — но тогда это должен быть шедевр. Или редактор — ваш личный друг. Или он не друг вам, но вы пообещали ему свой гонорар, добавив и кое-что сверху.

          Журналы, как правило, не принимают у начинающих повести, а ограничение для рассказов — тот же авторский лист. Разве что редактор — ваш личный друг… или вы написали шедевр.

          В книжных издательствах свои рамки. Средний объем романа сегодня двенадцать  — пятнадцать авторских листов, что считается оптимальным.

          Мне странно встречать в Интернете высказывания такого рода: «Надо посылать во все издательства подряд! Однажды повезет»!

          Не обольщайтесь — не повезет. До самой смерти не повезет. Клад в руки дураков попадает только в сказках. В реальной жизни вы так и умрете дураком, причем дураком неизданным.

           «Ах, я заплатила деньги, а мой роман (сборник рассказов, стихов) до сих пор не напечатали! Даже обложка не готова! Все сроки давно вышли… Ах, наконец говорят, что напечатали, но почему-то книга не появляется в магазинах! Где она?»

          Где-где… Вам в рифму? Или вы предпочитаете прозой?

          Лучше с самого начала учитывать интересы и вкусы издательств — не забывая о собственных. Лучше тщательно проверять чужую репутацию. И беречь свою.

          Да, чуть не  забыл сказать — провальное издание для начинающего автора гораздо хуже, чем никакого. Так что вычитайте ваш роман еще на десять раз, прежде чем беспокоить издателей. А то ведь и вправду могут напечатать…